Мұндай оқи­ғаларды көрсету бұқаралық ақпарат құрал­дарының басты нысанасына айналуға тиіс.  

Бұл жоба үш мәселені шешуге бағытталғаны жөн.  

1. Ақылымен, қолымен, дарынымен за­манауи Қазақстанды жасап жатқан нақты адам­дар­ды қоғамға таныту.

2. Оларға ақпараттық қолдау жасап, танымал ету­­дің жаңа мультимедиалық алаңын қалып­тас­тыру.

3. «100 жаңа есім» жобасының өңірлік нұсқасын жасау. Ел-жұрт ұлтымыздың алтын қорына енетін тұлғаларды білуге тиіс.

ҚОРЫТЫНДЫ

Мемлекет пен ұлт құрыштан құйылып, қатып қалған дүние емес, үнемі дамып отыратын тірі ағза іспетті. Ол өмір сүру үшін заман ағымына саналы түрде бейімделуге қабілетті болуы керек.

Жаңа жаһандық үрдістер ешкімнен сұрамай, есік қақпастан бірден төрге озды. Сондықтан, заманға сәйкес жаңғыру міндеті барлық мемлекеттердің алдында тұр.

Сынаптай сырғыған уақыт ешкімді күтіп тұрмайды, жаңғыру да тарихтың өзі сияқты жал­ғаса беретін процесс.

Екі дәуір түйіскен өліара шақта Қазақстанға түбегейлі жаңғыру және жаңа идеялар арқылы болашағын баянды ете түсудің теңдессіз тарихи мүмкіндігі беріліп отыр.

Мен барша қазақстандықтар, әсіресе, жас ұрпақ жаңғыру жөніндегі осынау ұсыныстардың маңы­зын терең түсінеді деп сенемін.

Жаңа жағдайда жаңғыруға деген ішкі ұмтылыс – біздің дамуымыздың ең басты қағидасы. Өмір сүру үшін өзгере білу керек. Оған көнбегендер тарих­тың шаңына көміліп қала береді.

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Казахстан вступил в новый исторический период.

В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.

Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.

Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.

Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.

Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.

Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.

С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.

В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую нам системно  собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.

А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе.

Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.

 

I.                   О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.

 

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.

Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.

Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.

Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Убежден: важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.

Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

 Конкурентоспособность

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.

Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.

Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.  И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.

 Прагматизм

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.

И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.

Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма.

Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.

 Сохранение национальной идентичности

Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.

Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.

В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, –одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.

Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.

Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.

Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах.

Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

 Культ знания

Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.

Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.

Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

 Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана

В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.

Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.

А уроки ХХ  века для нашего народа во многом трагические.

Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.

Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.

В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.

В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.

Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.

Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации.

Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.

Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.

Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.

Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.

Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

 Открытость сознания

Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».

Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации?

Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский,  итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?

Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире.

Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.

Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.

Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.

В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.

Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.

Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?

Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.

 

II.                ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.

 

Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.

Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.

Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.

История графики казахского языка имеет глубокие корни.

В VI–VII веках,  в ранние средние века,  на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо.

В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества.

С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.

Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.

Начиная с X по XX век, почти 900 лет,  на территории Казахстана применялась арабская графика.

Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.

7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит».

Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.

13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».

Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими  причинами.

В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу».

Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит.

То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.

А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.

Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.

Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу.

В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.

Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы.

В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу.

Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.

Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.

Суть его состоит в следующем:

Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.

Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.

Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.

Чего мы добьемся этой программой? 

Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов.

Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.

Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях.

Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства.

Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д.

В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку –  «Туған ел».

«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл.

Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.

Там  горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.

Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»?

Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.

Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.

Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать.

Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер».

Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании.

Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы.

Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д. 

Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.

От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану).

В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни.

Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».

У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.

Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.

Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.

Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.

Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.

Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.

Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.

Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект.

В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента:

1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого «Культурно-географического пояса».

2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи.

3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины.

В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.

О чем должна пойти речь в этом проекте?

Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН:английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском.

Второе – это должна быть именно современная культура, та,  что создана и создается нашими современниками.

Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения.

Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций.

Пятое  – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций.

Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире?

Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведенийнациональной культуры, но и презентацию их за рубежом.

Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д.

Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет.

Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира.

В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана».

История Независимости – это всего лишь четверть века. Но какая! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых.

Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы.

Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь. 

Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации.

Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач:

Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан.

Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников.

Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.

Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.

Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, –  продолжающийся процесс.

На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.

Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации.

В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.

 

 



 

Анализ работы

по реализации Программной статьи «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»

 

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе. Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей патриотическому, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка, через обеспечение доступности качественного образования в условиях эффективной работы школы.

Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру». Как известно, программная статья  включает в себя 6 специальных проектов:

1.     "Туган жер",

2.     "Сакральная география Казахстана",

3.     "Казахстанская культура в современном мире",

4.     "100 новых учебников",

5.     "Перевод казахского языка на латинскую графику",

6.     "100 новых лиц",

 которые реализуются по четырём базовым подпрограммам:

1.     "Атамекен",

2.     "Тәрбие және білім",

3.     "Рухани қазына"

4.     "Ақпарат толқыны".

В нашей школе  реализуются перспективные  направления подпрограммы "Тәрбие және білім".

            В рамках направления "Өлкетану" учащиеся и их родители работали над созданием электронного музея «История нашего города», готовили минипроекты об истории родного края. Ребятами были исследованы: история названий улиц, памятники города, здания госучреждений, культуры и досуга, образования, знаменитые люди Сарани     Мы приняли участие в областном форуме – экспедиции, где представили работу в номинации «Видеорепортаж». Руководителем проекта стала Денисовская Ирина Сергеевна. Команда нашего города заняла призовое место в этом конкурсе и получила грант 1 000 000 тенге.          В данный момент ведется работа над проектом в областном конкурсе «Мой край. Виртуальное путешествие по Карагандинской области». Цель: создание 3д проекта своего края. Участники проекта готовят панорамные фотографии исторических объектов нашего города, которые появятся в сети Интернет на Google картах. Руководитель проекта: Денисовская Ирина Сергеевна. А так же учащиеся 8 и 11 классов подготовили проект для участия в областном конкурсе  «Туған жер: история родного края», где заняли 2 место в области. Руководители проектов: Рыбалко Галина Михайловна, и Сурначева Светлана Васильевна. Участие в региональном конкурсе виртуальных экскурсий «Туған соқпактар» в направлениях «Отаным – тағдырым», «Өлкетану». Руководители проектов: Денисовская И.С., Сурначева С.В.

            С 2018 года в нашей школе реализуется проект «Читательское братство» в рамках направления «Кітап – білім бұлағы».  Цель проекта: приобщить детей и взрослых к чтению, развитие многонациональной культуры. Участниками стали как учащиеся, так и учителя и родители. Учащиеся школы регулярно посещают мероприятия, организованные коллективом библиотеки. Эти мероприятия отличаются отличной организацией, познавательностью и воспитательной ценностью для подрастающего поколения. Подростки с интересом участвуют в подобных мероприятиях.

 Развивая направление Саналы азамат подпрограммы "Тәрбие және білім" в нашей школе реализуется проект «100 вопросов к взрослому». Знаменитые и известные выпускники нашей школы, а также жители города отвечают на интересующие вопросы подрастающего поколения. Цель проекта: профориентационная поддержка школьников в целях профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности. В 2018-2019 учебном году, в рамках профориентационной работы школа реализует проект «Түлектер тақтасы». В кабинете профориентации оформлен стенд с подробным описанием колледжей и ВУЗов нашей области. Кроме этого, на сайте школы постоянно обновляется информация по профориентации во вкладке  «Абитуриент» . При помощи QR кода, который находится в кабинете профориентации, учащиеся со своих телефонов заходят на сайт школы, где уже более подробно могут ознакомится с информацией по колледжам и вузам. В рамках профориентационной работы, учащиеся школы с 9 по 11 класс -100% прошли регистрацию на сайте Енбеқ kz. Каждый из них прошел тестирование в разделе профориентация по определению склонностей. На данном сайте представлены свободные вакансии, что ориентирует учащихся на выбор специальности в соответствии с  их склонностями. Классные руководители с 1 по 11 класс  используют в своей работе навигатор профессий «Кем быть», который был создан на платформе Bilimal. У учащихся установлены приложения, где они проходят тестирование по определению склонностей к той или иной профессии. С возрастом склонности детей могут манятся и учащиеся классные руководители сразу видят эти изменения. В этом году мы ввели социальную практику «10 дней на предприятии у родителей». Практика проходит в рамках профориентациооной работы. В течение этого ученого года 4 человека уже прошли практику. Представили свои рефлексивные дневники. На март планируем конференцию, где учащиеся поделятся своим опытом с учащимися 8 -11 классов.

            В 2018 году в рамках направления «Отаным – тағдырым»  в нашей школе был создан и начал свою работу волонтерский отряд «Источник добра». Ребята ведут добровольческую работу на территории нашего города, помогая пожилым людям, ветеранам ВОВ, детям с ограниченными возможностями, брошенным животным, а также дарят улыбки жителям нашего города. И в октябре наш отряд занял 1 место в городском конкурсе волонтеров, получив сертификат на 30000 тенге. В этом году мы начали работать над социальным проектом Служение обществу «Асар». Проект «Служение обществу» – это один из путей развития учащегося КГУ ОШ № 1 как состоявшейся личности, принимающей активное участие в развитии и процветании общества, в котором он живет. Проект «Служение обществу» позволит учащимся школы реализовать приобретенные навыки в школе в общественной жизни, на благо гражданам его города, также развить такие качества, как гуманизм, патриотизм, сострадание, милосердие. Наши ребята общаются с жителями города,  пенсионерами, ветеранами ВОВ, Афганистана, детьми с ограниченными возможностями, а еще, они помогают бездомным животным.

 

Программная статья «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» призвана соединить рациональное и эмоциональное отношение к Родине. В нашей школе есть разработанный план, по которому каждую неделю наши учащиеся становятся участниками круглых столов, виртуальных путешествий, викторин, литературных чтений, спортивных мероприятий  о нашей Родине – Казахстан. В школе оформлен стенд, в котором отражены данные направления с их значимостью для государства. В школьной библиотеке собран материал по данной программе, который постоянно пополняется. 

Стратегия «Совершенствование воспитательной  работы через  реализацию Программы «Рухани жаңғыру»

Цель: реализация стратегии воспитания детей и подростков в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру»

Задачи: 

1.           Актуализация социальной значимости обновления содержания воспитания детей, подростков в рамках основных направлений Программы  «Рухани жаңғыру»: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания;

2.           Определение целей, задач обновленного содержания воспитания в рамках основных индикаторов Программы «Рухани жаңғыру» с учетом мировых тенденций развития обучения и воспитания (глобализация, интернационализация, интеграция, гуманизация, компьютеризация, цифровизация, SMART и STEM образования), новейших достижений педагогической науки в области воспитания, основных положений современных зарубежных и отечественных концепций воспитания, обновленного содержания среднего образования РК, методологических основ и принципов воспитания, с учетом прогрессивного опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев университета;

3.           Обеспечение совместных действий обучающихся и их семей, школы, государства, общественных организаций детского гражданского общества и личности обучающегося в целостном воспитательном процессе на основе современных приоритетных общечеловеческих, национальных и этнокультурных ценностей;

4.           Усиление в содержании воспитания детей и молодёжи системы интеграции с реалиями современности, а также деятельностного компонента, детскими и молодежными социальными инициативами, обусловливающими реальный социально-значимый результат.

 

 

 

Первое направление – воспитание Казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание

        Цель:  Формирование нового гражданина и патриота, способного жить в демократическом обществе, политической, правовой, антикоррупционной культуры личности, росту правосознания детей и молодежи, готовности противостоять проявлениям воздействия жестокости и насилия в детской и молодежной среде.

Второе направление – Духовно-нравственное воспитание

Цель: Формирование глубокого понимания ценностных основ «Рухани жаңғыру» о возрождении духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.

Третье направление – национальное воспитание.

        Цель: Ориентации личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному языку и казахскому народу, уважение культуры этносов и этнических групп, проживающих в Республике Казахстан.

Четвертое направление - семейное воспитание

Цель: Просвещение родителей, повышение их психолого - педагогической компетентности и ответственности за воспитании детей.

Пятое направление – труд, экономическое и экологическое воспитание

Цель:  Формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.

Шестое направление - интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры

         Цель: Формирование интеллектуальных возможностей каждой личности, лидерских качеств и одаренности, а также формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие информационной культуры.

Седьмое направление - поликультурное и художественно-эстетическое воспитание

          Цель: Формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание поликультурной среды.

Восьмое направление - физическая культура, здоровый образ жизни

        Цель: Создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического развития и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тәрбие жұмысының жоспары    2019/20 оқу жылы                     

План воспитательной работы    2019/20 учебный год

Plan of educational work 2019-2020 school year

Нормативтік құжат

Нормативные документы

Normative document

Іс шаралар

Мероприятия

Events

Өткізу мерзімдері

Сроки проведения

Carrying out time

Жауапты мұғалімдер

Отвественные

Responsible feachers

Примечание

notes

Қазақстандық отаншылдық пен азаматтық тәрбие, құқықтық тәрбие/

Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.

Education of the Kazakhstan patriotism and civic consciousness.

Education of low.

  1. Конституция РК
  2. Закон РК «О языках в РК»
  3. Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»
  4. Закон РК «О браке и семье»
  5. Закон РК «О гос. символах»

Проведение торжественной линейки, посвящённой  первому звонку. Проведение Единого урока знаний «Сознательное поколение – светлое будущее» «Саналы ұрпақ – жарқын болашақ».

01.09.2019

Зам.директора  по ВР Сурначева С.В..

«Рухани жаңғыру»

Исполнение Гимна  Республики

( каждый понедельник 1 урок 1-2 смены)

Зам.директора  по ВР Денисовская И.С.

1-11 кл

Выборы Актива «Жас Ұлан» 

сентябрь

Вожатый Вишневская А.И.

8-11 классы

Составление социального паспорта класса

3-14.09.2019

классные руководители

 

Составление социального паспорта школы.

сентябрь

Соц. педагог Данилова А.А.

 

Работа школы правовых знаний для коллектива, для учащихся школы согласно возрастным особенностям

по отдельному плану

зам.дир.по ВР Денисовская И.С.

 

Работа лекторской группы  старшеклассников по праву «Фемида».

По отдельному плану

зам.дир.по ВР Денисовская И.С.

 

Цикл классных часов

Сентябрь-май

Кл.руководители

По отдельному плану

Социальная практика «Служение обществу»

В течение года

Зам.директора  по ВР Сурначева С.В..

Творческие отчеты

 

серия встреч выдающихся личностей, прославленных спортсменов, ученых «100 новых лиц»

В течение года

зам.дир.по ВР Денисовская И.С.

 

 

TEDx конференция «Моя родина Казахстан»

ноябрь

Библиотекарь Фартова С.В., учитель русского языка и литературы Куанова Г.Н.

5-11 классы

 

Участие в городском смотре знаменных групп, посвященный Дню Первого Президента РК.

Ноябрь-декабрь

Вожатая Вишневская А.И.

7-8 классы

Общий сбор по принятию учащихся   в «Жас Кыран» и  в «Жас Ұлан», посвященный Дню Независимости.

       Декабрь

Вожатая Вишневская А.И.

 

Конкурс чтецов «Мой Казахстан, страна моя!»

12.12.19

зам.дир. по ВР Сурначева С.В., зам.дир. Айдарбекова А.А., учитель рус.яз. Пахомова М.С.

1-11 классы

Концертная программа, посвященная Дню Независимости «Цвети, моя земля!»

13.12.19

зам.дир. по ВР Сурначева С.В., зам.дир. Айдарбекова А.А.

 

 

 Анкетирование «Знаем ли мы наши права?»

декабрь

Соц.педагог Данилова А.А.

8 классы

 

Круглый стол  « Молодежь: свобода и ответственность».

Январь

Зам. Директора по ВР Сурначева С.В., Денисовская И.С.

 

 

Анкетирование «Вымогательство в школах».

январь

Отв.: Соц.педагог Данилова А.А.

5-9 классы

 

Городской конкурс  Калкан защита «Боевого листка»

 

февраль

Вожатый Вишневская А.И.

7-8 классы

 

Конкурс Стихов и песен посвященный 31-годовщине вывода войск из Афганистана

14.02.20

Зам. Дир. По ВР Сурначева С.В. Вожатый Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Работа лекторской группы  старшеклассников по праву «Фемида» «Об антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025»

апрель

Зам.дир. по ВР Денисовская И.С.

 

 

Семинар-практикум для классных руководителей «Формы выявления жестокого обращения с детьми»

апрель

Соц.пед. Данилова А.А.

 

 

Торжественная линейка. Успехи и достижения  ЕДЮО  Жас Улан Отчет- итоги 2019-2020 уч. г

май

Вожатый Вишневская А.И.

 

 

Работа лекторской группы  старшеклассников по праву «Фемида». Тема «Закон РК «О молодежной политике»»

май

Зам.дир. по ВР Денисовская И.С.

 

 

Организация последнего звонка

25.05.2020

классные руководители, зам. директора  по ВР Сурначева С.В.

1-11 классы

Рухани-адамгершілік тәрбие/

Духовно-нравственное воспитание./

Spiritual development.

  1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования.

 

  1. Закон РК «Об образовании»

 

  1. Программа по нравственно-половому воспитанию обучающихся организаций образования Карагандинской области

Мониторинг  посещения кружков и секций (худож., спортивные)

сентябрь

зам.дир. по ВР Сурначева С.В. , кл.руков.

1-11 кл.

Психолого-педагогическое просвещение учащихся, состоящих в Группе Риска

11.09.19.-.25.09.19

 

Психолог

Шириненко О.Н.

Дети Группы риска

Благотворительный проект «Қоғамға қызмет».

Сентябрь-май

Волонтерский отряд «Источник добра»

9Б класс

Информирование  детей на тему «Половая неприкосновенность несовершеннолетних».  Брошюра.

17.0919.-18.09.19.

 

Психолог

Шириненко О.Н.

7-11 классы

Беседа «Доброта и милосердие творят чудеса»

 

октябрь

Соц.педагог Данилова А.А., кл.рук.

1 классы

Городской концерт посвященный Дню пожилых

27 сентября

зам.дир. по ВР Сурначева С.В

 

Всемирный день Психического здоровья. Беседа психолога 6 классы

10.10.19

зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ

Проведение благотворительной акции для детей с ограниченными возможностями «Твори добро!»

21.11.19-26.11.19

Соц.педагог Данилова А.А., кл.рук.

 

Организация досуга в каникулярное время

ноябрь

Классные руководители

по отдельному плану

Выявление уровня тревожности.

12.11.19. - 29.11.19

Отв.: психологи Шириненко О.Н.

Салпенова Ж.М.

5-7 классы

 

Анкетирование  «Жестокое обращение»

ноябрь

Соц.педагог Данилова А.А., кл.рук.

6-7 классы

 

Выявление уровня тревожности.

декабрь

Психолог Шириненко О.Н.

8-11 классы

 

Выступление на родительском собрании «Толерантность - дорога в мир»

декабрь

Соц.педагог Данилова А.А.,

 

 

Новогодние программы: «Новогодний утренник «Путешествие в зимнюю сказку» 1-4 кл. «Новогодняя дискотека»
5-11кл

 

декабрь

 зам.дир.Сурначева С.В., Куанова Г.Н., СС

1-11 классы

 

Организация досуга в каникулярное время

январь

Отв. Классные руководители

по отдельному плану

 

Профилактика половой неприкосновенности среди несовершеннолетних. Беседа, классные часы.

 

21.01.20.-31.01.20

Отв.: Психолог Шириненко О.Н.

9-11 классы

 

Участие в республиканской  акции «Забота»

10.01.20 –10.02.20

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

 

 

Анкетирование «Отношение к сквернословию»

январь

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

7-8 классы

 

Концерт, посвященный 8 марта «8 Марта – день самых прекрасных и замечательных»

06.03.20

Председатель проф.союза Ташкен Ж.С.., учитель рус.яз. и литературы Пахомова М.С., зам.дир. по ВР Сурначева С.В.                                                           

 

 

Организация досуга в каникулярное время по отдельному плану

 

март

Отв . классные руководители 1-11 классов

 

 

Диалоговая площадка «День единства народа Казахстана» .

 

            27.04.-02.05.20

Отв. кл.руководители.1-11 кл.

1-11 классы

 

Конкурс сочинений «Единство народа-основа мира в нашей стране!»

Апрель

Отв.: Учитель русского языка и литературы Куанова Г.Н., языковеды

5-10 классы

 

Флешмоб« Под одним шаныраком»

Апрель

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

1-11 классы

 

Акция  «Казахстан- территория доброты».«Весення неделя добра»

 

 

 

13.04-18.04.20

ШДОР

1-11кл.

 

 

Диалоговая площадка «Проблемы гендерной толерантности»

 

 

апрель

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

9-11 классы

 

Акции «Твори добро!» для детей находящихся под опекой, многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей и детей «группы риска»

Апрель

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

 

 

Благотворительная акция « Ветеран живет рядом» ..

май

Отв. Кл. рук. 1-11 кл.

1-11 классы

 

Мини лекция. « Как вести себя во время экзаменов».

15.05.20.

 

Отв.: Психолог Шириненко О.Н.

11 класс

Ұлттық тәрбие/

Национальное воспитание./

National education.

 

  1. Закон  «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011г. № 483-IV.
  2. Закон РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» от 11 октября 2011г. № 484-IV
  3. Закон «О правах ребёнка».

Размещение отрывков произведений, цитат, стихотворений выдающихся казахских писателей и поэтов на стенах школы «Слова мудрецов»

В течение года

Отв.: классные руководители

1-11 классы

Музей исторических памятников Казахстана «Мавзолеи Казахстана»

В течение года

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В., Денисовская И.С.,  классные руководители

 

1-11 классы

Викторина «Обычаи и традиции казахского народа»

октябрь

Отв.: вожатая Вишневская А.И.

7 классы

Организация выезда учащихся нач. классов в г. Караганда (ботанический сад, зоопарк, театр, цирк музеи, выставки).

ноябрь

Отв. Род.комитет

 

Диалоговая площадка «Независимый Казахстан: история и современность»

16-20.12.19

Кл. руководители

1-11 классы

Акция «Говорим  на государственном языке»

декабрь

Отв. Зам.дир.  Айдарбекова А.А., учителя каз.яз.

1-11 классы

«Национальные истоки казахской культуры»- экскурсия в краеведческий музей.

январь

Отв.: кл руководители, род. комитет

 

Выставка папок-передвижек «Возрождение национальных традиций»

февраль

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В., кл.рук.

1-11 классы

«Наурыз той -праздник мира и добра»

19.03.20

Отв. Зам. Дир. Айдарбекова А.А. уч.каз.яз

 

Конкурс «Лучший знаток казахского языка»

Март

Отв. Зам. Дир. Айдарбекова А.А. уч.каз.яз

7-8 классы

Литературно -музыкальная композиция , посвященная Дню влюбленных в Казахстане.

15.04.20

Отв. Зам.дир.  Айдарбекова А.А., уч.каз.яз

 

Отбасы

тәрбиесі /

Семейное воспитание/

Family education

 

  1. Кодекс о браке (супружестве) и семье Республики Казахстан

Республиканская акция «Дорога в школу»

1.08-30.09.2018

Отв. Соц.педагог.Данилова А.А.

 

Проект «Семейные традиции»

В течение года

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В., кл.рук.

По отдельному плану

Национальный день семьи. Лекция гинеколога. «Береги честь с молоду». 8 класс

6.09.2019

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ

Анкетирование учащихся «Социум семьи»

1.09.19-10.09.19

Отв. Соц.педагог.Данилова А.А., кл.рук.

1-11 классы

Лекторий на тему: «Профилактика асоциального поведения ребенка в семье»

октябрь

Отв.: психологи Шириненко О.Н.

Салпенова Ж.М.

Для родителей

Круглый стол на тему: «Семья-трамплин для развития ребенка»

 

31.10.19

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

Салпенова Ж.М.

Для родителей одаренных детей

 

Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»  

ноябрь

Отв. Соц.педагог.Данилова А.А.

1-4 классах

 

Круглый стола для родителей  «Воспитание добром»

26.12.19

Отв. Соц.педагог.Данилова А.А.

3 классы

 

Доклад «Семья в современном мире: воспитание в семье»

январь

Отв. Соц.педагог.Данилова А.А.

На родительском собрании

 

Спортивный конкурс «Моя семья лучше всех!»

февраль

Отв.: вожатая Вишневская А.И., учителя физ.культуры

5 классы

 

Выставка рисунков и фото «Портрет моей семьи»

март

Отв.: Вишневская А.И., СС

1-11 классы

 

Семейный праздник «Отанды сүю – от басынан басталады»

апрель

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

 

 

Диалоговая площадка «Мы все из одного дома» 5-11 классы

15.05.19

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ, психолог

 

Общешкольное родительское  собрание

Октябрь, декабрь, март, май

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.,  Денисовская И.С.

 

 

 

Еңбек, экономика және экологиялық тәрбие/

Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.

Labor, economic and ecological education.

 

  1. Закон  «О правах ребёнка»
  2. Конвенция О защите прав ребенка.

Социальная практика «10 дней на предприятии у родителей»

В течение года

Зам.дир.по ВР  Денисовская И.С.

Творческие отчеты

Конкурс агитбригад «Жасыл ел».

 

Сентябрь

Отв. Вожатая Вишневская А.И.

8-9 классы

Реализация проекта ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников «Junior Skills»

В течение года

Отв.: Зам.дир.по ВР  Денисовская И.С., кл.рук., учителя самопознания

1-11 классы

Акция «Труд». Субботники, озеленение кабинетов, уборка школьной территории

Сентябрь

Отв.  Зам.дир. Пулиновская Н.И., Сурначева С.В.

 

 

Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии».

Октябрь

Отв. Зам. Дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

 

Конкурс поделок: «Вторая жизнь вещей».

 

Октябрь

Отв. Зам. Дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

 

конкурс «Экомода» -показ одежда из бросового материала.

 

Октябрь

Отв. Зам. Дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

 

1-4 классы

 

Благотворительная акция «Осенняя ярмарка.» 

12.10.19

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В., вожатая Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Творческая мастерская «Город мастеров»

12.10.19

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В., Денисовская И.С.

1-11 классы

 

Акции по благоустройству территорий города. «Дом, в котором  я живу»

Октябрь, май

Координатор ШДОР

 

 

Выставка поделок «Зимняя сказка».

Декабрь

Отв. Зам. Дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

 

1-4 классы

 

Конкурс бизнес проектов. «Город будущего»

Январь

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В., Денисовская И.С., СС

8-11 классы

 

Форум «Открываем мир профессий».

Февраль

Отв.: зам.дир. по ВР Денисовская И.С.

9-11 классы

 

Анкетирование «Моя будущая профессия»

апрель

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

8-10 классы

 

Конкурс по робототехнике «Я инженер - конструктор»

Май

Руководитель кружка по робототехнике

 

Полимәдениеттілік және көркемдік-эстетикалық тәрбие/

Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.

Policultural,  art-esthetical development.

                                                                                                                                                                   

 

Поздравление ветеранов образования(изготовление открыток)

5.10.2019

кл. руков.5-11 кл.

1-11 классы

 

Праздничный концерт, посвященный Дню Учителя

3.10.19

Отв.: проф.союз Ташкен Ж.С., зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

 

 

Творческие конкурсы для детей с особыми образовательными потребностями « Я все могу»

В течении года

Зам.дир. по ВР Денисовская И.С,

По отдельному плану

 

Конкурс «Мисс Осень 2019».

октябрь

Зам.дир по ВР Сурначева С.В., вожатая Вишневская А.И.

5-11 классы

 

Выставка фотографий «Золотая осень».

ноябрь

Зам.дир по ВР Сурначева С.В., вожатая Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Выставка рисунков «Новый год к нам мчится..»

декабрь

Отв.: Зам.дир. Зятюк С.Ю, уч.нач.классов

1-4 классы

 

Муз. и хор. конкурс « Зазеркалье».

февраль

Отв.: Зам.дир. Зятюк С.Ю, уч.нач.классов

1-4 классы

 

Выставка детского творчества «У творчества нет границ».

февраль

Отв.: Зам.дир. Зятюк С.Ю, уч.нач.классов

1- 4 классы

 

Фестиваль талантов «Лучше всех»

Март

Зам.дир. по ВР Денисовская И.С, Сурначева С.В.

1-11 классы

 

Конкурс рисунков для учеников «Неделя добра»

Март

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

1-4 классы

 

Литературно-музыкальная композиция« А песни тоже воевали»

Май

Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

1-11 классы

 

Мониторинг активности участия в общешкольных мероприятиях. Рейтинг .

 23.05.2020

Отв. зам.дир по ВР Сурначева С.В.

 

Интеллектуалдық тәрбие, ақпараттық мәдениет тәрбиесі/

Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.

Intellectual development, education of information culture.

 

Ознакомление с правилами поведения школьников в школе, дома, на улице.

сентябрь

Отв.: Классные руководители

 

 

Правила организации дежурства в школе, в классе. Классные часы.

 

сентябрь

Отв.: Классные руководители.

 

 

Акция «Безопасная школа»

 

сентябрь

Отв. зам.дир. по ВР Сурначева С.В. кл.руководители.

 

 

Социальная практика «Языковая школа»

В течение года

Учителя английского и казахского языков

Творческие отчеты

 

Проект «Book crossing»

В течение года

Отв. зам.дир. по ВР Сурначева С.В., библиотекарь Фартова С.В.

 

 

Проект «Чтение в радость»

В течение года

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

 

 

Клуб любителей книг Booking Land

В течение года

Отв. библиотекарь Фартова С.В.

 

 

Диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление).

09.09.19.-27.09.19.

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

2-4 классы

По запросу учителей предметников

 

Выявление уровня школьной мотивации.

 

09.09.19.-27.09.19.

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

2-4 классы и 6-9 класс

По запросу учителей предметников

 

Групповое занятие на тему: «Интересно много знать!»

 

30.10.19

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

Занятие с одаренными детьми

 

Диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление).

 

12.11.19. - 29.11.19.

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

1, 5 параллели.

По запросу учителей предметников

 

Диалоговые площадки. День толерантности

16.11.2018

Отв.: классные руководители

 

1-11 классы

 

По тропинкам математики (интеллектуальный марофон)

 

ноябрь

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

 

Конкурс математических рефератов.

ноябрь

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

 

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних».

ноябрь

Отв.: соц.педагог Данилова А.А.

Доклад на родительском собрании

 

Диалоговая площадка «День прав человека»

 10.12.2018

Отв.: классные руководители

1-11 классы

 

Инструктаж «Правила безопасного поведения на улицах города»

 

январь

Отв.: классные руководители

 

 

 

Диалоговая площадка «Лайк жизни реальной – дизлайк виртуальной»

январь

Отв.: зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ, психолог

 

«Интеллектуальная лабильность»  в модификации С.Н. Костроминой. Тестирование.

 

14.01.20-17.01.20

Отв.: психолог Шириненко О.Н.

Одаренные дети 6-9 классов

 

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве»

Январь

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

2 классы

 

«Своя игра» по русскому языку для

Январь

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

3-4 классы

 

«Литературная гостинная»- конкурс газет, изготовление книжек-малышек и т.д.)

 

Январь

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

 

Бал олимпийцев

Февраль

Отв. зам.дир. по ВР Сурначева С.В., зам.дир. Когай Г.Г.

8-11 классы

 

Выставка информационных буклетов к 8 марта и Наурыз.

март

Отв. зам.дир. по ВР Сурначева С.В., зам.дир. Зятюк С.Ю., вожатая Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Конкурс агитплакатов «Спешите творить добро....».

апрель

Отв. зам.дир. по ВР Сурначева С.В., вожатая Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Бал олимпийцев.

Май

Отв.: зам.дир. Зятюк С.Ю., уч.нач.классов

1-4 классы

Дене тәрбиесі, салауатты өмір салты/

Физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Physical education. Healthy lifestyle.

 

  1. Закон Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими»

 

  1. Закон «О профилактике заболевания СПИД»

 

 

  1. Закон РК «О безопасности дорожного движения»

 

«За здоровый образ жизни!» Республиканский День здоровья.

сентябрь.

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В, учителя физкультуры

1-11кл.

Совместная работа с УИП ГЮП ОВД г.Сарани.

 

 

(по отдельному плану)

Отв. Зам.дир. по ВР Денисовская И.С

 

Декада по профилактике дорожно-транспортного травматизма

сентябрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В. Классные руководители

МЦЗ 5 классы

Декадник, приуроченный  к Национальному дню отказа от употребления алкоголя.(26 октября)

 

Октябрь-ноябрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В. Денисовская

И.С. Классные руководители

По отдельному плану

Составление банка данных детей после проведения углубленного мед.осмотра по группам осмотра

сентябрь

Отв.: мед работник

 

Диалоговая площадка. Профилактика и пути освобождения от зависимостей. 5-7 классы

октябрь

 

МЦЗ. психолог

 Профилактика ОРЗ. Лекция психолога.

октябрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ

 

Профилактика ранней беременности. «Всему свое время». 9-11 классы

октябрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Единовременный сеанс игры по шахматам, посвященный Дню Первого Президента...

ноябрь

Отв. Совет старшекласснико, городские призеры шахматных турниров.

1-11 классы

 

Диалоговая площадка  «Помоги другому, помогая себе», приуроченная к международному Дню отказа от курения.

15.11.2019

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Формирование репродуктивного здоровья «Зов предков». 9-11 классы

ноябрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Демонстрация видеороликов в фойе школы «Нет  -курению! Нет - наркотикам!»

декабрь

Отв. кл.руков. 9 кл. вожатый Вишневская А.И..

 

 

Тренинг «Твоя защита в руках любви». 10-11 классы

декабрь

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Живая газета «Мы за ЗОЖ»

Декабрь

Отв. вожатый Вишневская А.И..

5 классы

 

Половое развитие подростков. Лекция. 5-6 классы

Декабрь.

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Диалоговая площадка «Жизнь прекрасна – не трави ее напрасно»

Февраль

Отв.  Зам.дир. по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ. психолог

 

Акция «Нет – наркотикам!», «Улица без наркотиков» .

Август, ноябрь, февраль, май

Зам.дир.по ВР Сурначева С.В.

(по отд. плану)

 

Диалоговые площадки «Здоровая семья –здоровая нация»

             Ноябрь, февраль, май

Классные руководители

1-11 кл

 

«Танцемания  против наркомании» Танцевальный фестиваль 

декабрь

Отв. Зам. дир. по ВР Денисовская И.С.

1-11 классы

 

Проведение инструктажа по ТБ  (новогодние утренники, каникулярное время)

 

декабрь

Отв: кл.руководители

 

 

Участие в проведении Всемирного дня борьбы с туберкулезом и месячнике по профилактике туберкулеза

март

Отв.: зам.директора по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ

 

Профилактика вирусных гепатитов «Красота страшная сила». 8-11 классы

март

Отв.: зам.директора по ВР Сурначева С.В.

МЦЗ

 

День здоровья. «Мое здоровье, моя ответственность».

 

7.04.20

Отв.: зам.директора по ВР Сурначева С.В., учителя физической культуры

МЦЗ

 

«Мы выбираем спорт!» Чествование спортсменов школы .

апрель

Отв. учитель физической культуры, классные руководители, вожатая Вишневская А.И.

1-11 классы

 

Круглый стол

«Правильное питание – роскошь или необходимость?»

Апрель

Отв.: соц.пед. Данилова А.А.

3 классы

 

Диалоговые площадки «Пока в гармонии живу, все беды мимо обхожу» 5-11 классы

Апрель

Отв.: зам.директора по ВР Сурначева С.В.,

МЦЗ

 

День здоровья «Мы- здоровое поколение».

 

май

Отв. учитель физвоспитания Захаренко А.В., совет старшеклассников

МЦЗ

                 

 

 

Директор КГУ Школа - лицей №1                                        Т.Г.Романюк

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Месячник  по языковой  политике и визуальной информации

 

Октябрь

Месячник  милосердия и духовного согласия

 

Ноябрь

Месячник, посвящённый  международному Дню борьбы со СПИДом.

Городская акция  «Нет -наркотикам!»

 

Декабрь

Месячник, посвященный дню городу.

Месячник подведения итогов.

 

Январь

Месячник общественных слушаний  политика в области качества

Месячник по всеобучу

 

февраль

Городская акция  «Нет наркотикам!»

 

март

Месячник по борьбе с туберкулезом

Месячник по гендерной политике

Месячник по информационно пропагандистской работе

 

Апрель

Месячник по социально -деловому партнерству и профориентационной работе

Месячник по военно- патриотическому воспитанию и пропаганде государственных символов

Май

Месячник по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде государственных символов

Месячник единства народа Казахстана и культурное наследие

Месячник по семейной политике и защите детей

Месячник по борьбе с наркоманией и наркобизнесом

Городская акция  «Нет наркотикам!»

 

 

 







ПЕРЕХОД НА ЛАТИНИЦУ

 

Современные тенденции мирового развития предъявляют особые требования к языкам: неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям приводит к их исчезновению. Взрывное технологическое и научное развитие нашей планеты порождает расширение терминологии, оказывающей давление на речевое и цифровое взаимодействие людей. Настало время для модернизации казахского языка, перевод на латинскую графику, используемую в более 75% стран мира. Это даст толчок для совершенствования казахской грамматики и лексики с одной стороны, а с другой - ускорит интеграцию нашей страны в мировое информационное, цифровое, научное, культурное пространство.